Несмотря на пандемию и распространение коронавирусной инфекции, в апреле вступили в силу существенные, на наш взгляд, поправки по статьям, предусматривающим уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты налогов, сборов, и (или) страховых взносов (ст. 198, 199, 199.1 199.3, 199.4 УК РФ), за участие в преступном сообществе (преступной организации) (ст. 210 УК РФ).
К данным изменениям мы относимся положительно, так как они, на наш взгляд, позволяют ограничиться административным наказанием при совершении впервые правонарушения в виде нерепатриации денежных средств, дают возможность упростить расчеты показателей при определении границ уголовно-наказуемого деяния по налоговым преступлениям, и избежать уголовного преследования за участие в преступном сообществе (преступной организации) по формальным признакам.
|
|
|
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО СТ. 193 УК РФ
Законодатель внес дополнительное условие необходимое для возбуждения уголовного дела, а также увеличил размер невозвращенных денежных средств в течение одного года необходимых для целей привлечения к уголовной ответственности:
- обязательное наличие вступившего в законную силу решения о привлечение лица к административному наказанию за аналогичные деяния по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ;
- сумма нерепатриированной выручки незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 миллионов рублей, а в особо крупном размере - 150 миллионов рублей (ранее для крупного размера достаточно было суммы в 30 миллионов рублей).
При этом установлена повышенная ответственность за указанные преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору, которые будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 193 УК РФ наравне с организованной преступной группой с максимальным наказанием до 5 лет лишения свободы.
|
|
|
ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУПНОГО И ОСОБО КРУПНОГО РАЗМЕРА НЕУПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЙСТВИЙ
ПО СТАТЬЯМ 198, 199, 199.1 199.3, 199.4 УК РФ
При определение крупного и особо крупного размера по вышеуказанным статьям больше не будут учитываться расчетные процентные соотношения, связанные с суммами подлежащими к уплате.
При этом суммы, рассчитываемые для крупного и особо крупного размера останутся прежними:
Крупным размером для статьи 198 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 миллиона 700 тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 миллионов 500 тысяч рублей.
Крупным размером для целей ст. 199.3 УК РФ признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 1 миллион 800 тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 9 миллионов рублей.
Крупным размером для ст. 199.4 УК РФ признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 6 миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 30 миллионов рублей.
|
|
|
ОТКАЗ ОТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 210 УК РФ ПО ФОРМАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ
Законодатель дополнил статью 210 УК РФ примечанием, согласно которому не подлежат уголовному преследованию учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Мы рассчитываем, что данное изменение повлияет на правоприменительную практику в положительную сторону и правоохранительные органы перестанут без достаточных оснований объединять простых сотрудников организации в преступные группы.
|
|
|
|
|