Электронные услуги и НДС
Освобождение от налогообложения НДС до и после налогового ИТ-маневра
Освобождение от НДС до 01.01.2021 (Письмо Минфина России от 01.04.2008 № 03-07-15/44)
Не применяется освобождение от НДС:
1. При передаче прав на носителях в товарной упаковке, содержащей упаковочную
лицензию, если на момент реализации лицензионный договор не заключен;
2. При передаче прав по договору купли-продажи;
3. При выполнении работ по созданию РИД, выполняемых по договорам подряда,
которые не сопровождаются передачей прав на использование РИД и вообще к работам по разработке программ для ЭВМ на основе договора подряда (Письмо Минфина РФ от 03.02.2009 № 03-07-07/04).
Применяется освобождение от НДС:
1. передача прав на использование РИД на основании лицензионных (сублицензионных) договоров, составленных в порядке, предусмотренном ГК РФ, а именно передача указанных прав на основании как исключительной, так и простой (неисключительной) лицензии;
2. передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров независимо от государственной регистрации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы.
Независимо от способа передачи и национальности лицензиара.
Письмо Минфина России от 01.04.2014 № 03-07-14/14317:
«…освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких
операций применяется только при наличии лицензионного договора или
сублицензионного договора, в отношении которого на основании п. 5 ст. 1238
Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о лицензионном договоре.
В случае осуществления вышеуказанных операций в рамках иных договоров, в том числе смешанных, включающих отдельные элементы лицензионных договоров, заключенных в письменной либо иной форме, данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в полном объеме в общеустановленном порядке».
Налоговый ИТ-маневр (НДС): освобождение после 01.01.2021
Изменены условия применения освобождения, предусмотренного пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ:
Только для ПО, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, ведение которого предусмотрено ст. 12.1 ФЗ № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Для включения ПО в Реестр правообладателем ПО должен быть либо гражданин РФ, либо российское публичное образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), либо российская коммерческая организация, доля прямого или косвенного участия в которой граждан РФ и/или российских публичных образований составляет более 50%.
Освобождение предоставляется и в случае, когда права на ПО передаются путем удаленного доступа через сеть «Интернет», а также в отношении обновлений к ПО и дополнительных функциональных возможностей.
Письмо Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669
Выполнение работ/оказание услуг в отношении программ для ЭВМ
Освобождение от уплаты НДС применяется в случае, когда доработка (обновление) программы для ЭВМ осуществляется в рамках договора (дополнительного соглашения к договору) на передачу прав на использование таких программ и баз данных Письмо Минфина России от 03.08.2023 № 03-07-07/72795
Если услуги по технической поддержке и иные услуги, непосредственно связанные с использованием программ для ЭВМ, включены в стоимость передаваемых прав на использование данных программ и выделить их стоимость из стоимости передаваемых прав не представляется возможным, стоимость таких услуг налоговую базу по НДС не формирует
Письмо Минфина России от 10.10.2022 № 03-07-05/97550, от 28.07.2022 № 03-07-08/72877
Письмо Минфина России от 03.08.2023 № 03-07-07/72795
При передаче исключительных прав на ПО, включенное в Единый реестр, в качестве вклада в имущество дочерней организации применяется освобождение. Если ПО не включено в Единый реестр, то такая операция подлежит налогообложению НДС.
Когда в качестве вклада в имущество дочернего общества (без изменения уставного капитала) передается ПО, включенное в единый реестр российского ПО, действует освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. В ином случае, такая передача подлежит налогообложению на основании пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ.
Письмо Минфина России от 09.03.2023 №03-07-15/20469
Письмо ФНС России от 15.03.2023 № СД-4-3/2933@
Электронные услуги в рамках ЕАЭС
Услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1 – 4 п.29 Протокола, поэтому место реализации этих услуг для целей НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола — по месту нахождения исполнителя услуг. Письмо Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369, 08.02.2019 № 03-07-13/1/7674
Если российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола признается территория государства - члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.
Хозяйствующие субъекты Республики Беларусь, оказывающие российской организации услуги в сети Интернет, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежат постановке на учет в российском налоговом органе и за реализованные услуги в электронной форме осуществляют уплату НДС в бюджет Российской Федерации самостоятельно. Письмо Минфина России от 20.08.2019 № 03-07-13/1/63719.
Местом реализации оказываемых белорусской организацией российской организации услуг в электронной форме по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним, признается территория РФ и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения НДС в РФ. Белорусская организация, оказывающая услуги в электронной форме, подлежит постановке на учет в российском налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов в целях уплаты НДС в бюджет РФ. Письмо Минфина России от 04.03.2021 №03-07-13/1/15393.
При приобретении российской организацией у компаний резидентов Армении и Казахстана услуг по предоставлению доступа к облачным платформам посредством удаленного доступа, российская организация обязана уплатить НДС в РФ как налоговый агент
Письмо Минфина России от 22.12.2022 № 03-07-13/1/126172, от 01.12.2022 № 03-07-13/1/117837.
На основании пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации подобных услуг является государство, налогоплательщик которого приобретает услуги, то есть РФ. Поэтому применяется налоговое законодательство РФ.
При приобретении таких услуг у компаний, являющихся резидентами стран -
членов ЕАЭС, российская организация – покупатель обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента.
При приобретении российской организацией у ИП-резидента Республики Казахстан прав на музыкальные и аудиовизуальные произведения, пересылаемые через сеть Интернет, она обязана уплатить НДС в РФ, как налоговый агент. Письмо Минфина России от 16.11.2022 №03-07-11/111868.
09.12.2022 в г. Бешкеке подписан Протокол о внесении изменений в Договор ЕАЭС в части определения порядка налогообложения НДС при предоставлении электронных услуг. Вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. В РФ протокол ратифицирован Законом от 24.07.2023г.
Определены примеры исключений, которые идентичны приведенным в ст.174.2 НК РФ: реализация ПО на материальных носителях; реализация товаров (работ, услуг) через интернет магазин; предоставление доступа к Интернет.
Дано определение понятию «услуги в электронной форме», схожее с приведенным в ст.174.2 НК РФ:
«услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через сеть Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий и перечень которых утверждается Советом Комиссии».
10.10.2023 опубликовано Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 № 97 «О перечне услуг в электронной форме». Перечень электронных услуг, схож с приведенным в ст.174.2 НК РФ. Вступит в силу не ранее даты вступления в силу Протокола от 09.12.2022 и будет применяется начиная с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором это Решение вступило в силу.
Место осуществления деятельности покупателя услуг
Физические лица (в т.ч. ИП, в общем случае):
• аналогичны установленным в ст.148 НК РФ (место жительства, банк, сетевой адрес и тд.);
• при наличии признаков принадлежности к нескольким государствам, предпочтение отдается государству с большим количеством признаков;
• при равном наборе признаков, провайдер решает сам, применяя единый подход для всех случаев.
Организации (в т.ч. ИП, если установлено национальным законодательством):
• государственная регистрация на территории государства-члена;
• приобрел филиал, представительство, постоянное представительство/ либо приобретены для них.
• постоянно действующий исполнительный орган (место управления) + фактическое осуществление предпринимательской деятельности и фактическое потребление услуги.
Правила постановки на учет и уплата НДС
В2С
Провайдер обязан в стать на учет в государстве покупателя и самостоятельно уплачивать НДС
В2В
Ситуация 1: провайдер обязан в стать на учет в государстве покупателя и самостоятельно уплачивать НДС, если такая обязанность предусмотрена национальным законодательством государства покупателя.
Ситуация 2: покупатель услуг (организация/ИП) уплачивает НДС как налоговый агент, если национальное законодательство государства покупателя не предусмотрена обязанность провайдера встать на учет, либо провайдер не исполнил такую обязанность.
В2С + В2В
В части В2С - провайдер уплачивает НДС и встает на учет. В части В2В - покупатель услуг (организация/ИП), если национально законодательство не предусматривает постановку на учет для провайдера.
Уплата НДС при «иной реализации»
Если провайдер состоит на учете в государстве покупателя и кроме электронных оказывает иные услуги (работы), местном реализации которых признается государство покупателя, то порядок уплаты НДС как и для электронных услуг.
Национальное законодательство может предусмотреть иной порядок.
Момент определения налоговой базы
При реализации электронных услуг и «иной реализации» - последний день налогового периода (квартал или месяц, в зависимости от национальных правил), в котором поступила их оплата или предоплата.
Налоговый контроль
Налоговый орган государства-места реализации вправе истребовать сведения, подтверждающие место реализации, полноту и своевременность уплаты НДС, платежный документ (его копию) об оплате. Срок ответа 30 календарных дней, который можно продлить по заявлению.
Список провайдеров должен размещаться на сайтах налоговых органов государств-членов.
До момента создания информационных ресурсов, посредствам которых осуществляется постановка на учет и представление налоговых деклараций в соответствующем государства-члене ЕАЭС обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на покупателей-организации (ИП), если такая обязанность предусмотрена для них национальным законодательством.
Правило не распространяется на провайдеров, для которых национальным законодательством страны-места реализации предусмотрена осуществление условной регистрации в налоговом органе.
При реализации физическим лицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, нулевая ставка НДС не применяется.
Операции по реализации российским обществом товаров физическим лицам Республики Казахстан в рамках договора розничной купли-продажи через интернет-магазин подлежат налогообложению НДС по налоговым ставкам 10 или 20%, вне зависимости от оформления расчетов казахстанских физических лиц с российской организацией (предоплата (онлайн-оплата) при оформлении заказа через сайт, либо в момент получения товара от казахстанского контрагента (доставка) наличными или банковской картой).
ООО "Аудиторское столичное агентство" окажет вам профессиональные услуги в вопросе обоснования освобождения НДС или определения оптимальной нагрузки по НДС, сопровождаем при выездной налоговой проверке, защитим ваши интересы в суде.
Ждём вашего звонка!