Уровни рисков клиентов с 1 июля 2022 г.: кому заблокируют счета
(Решение Совета директоров Банка России от 24 июня 2022 года)
Критерии, по которым организации и ИП будут относить к группам риска, будет определять ЦБ и Росфинмониторинг. Оценку клиентов ЦБ будет проводить на основании данных, предоставленных банками.
При приеме на обслуживание каждой организации или ИП банки будут оценивать клиента и относить его к одному из трех уровней рисков. В дальнейшем банки будут направлять информацию в ЦБ, а Центробанк будет сам оценивать уровни риска.
Если клиенту присвоят высокий уровень риска, банк его должен уведомить об этом не позднее пяти рабочих дней после дня отнесения клиента к данному уровню риска.
Банки будут обновлять информацию в сервисе «Знай своего клиента» (ЗСК) с низким уровнем риска не реже одного раза в три года, а со средним и высоким уровнями риска – не реже чем один раз в год. В случае подозрения на неточность информации о клиенте обновить ее банк должен в течение семи рабочих дней с даты обнаружения неточности.
Все критерии ЦБ объединил в шесть групп. Полный перечень признаков смотрите в решении совета директоров ЦБ от 24.06.2022. Приведем некоторые из них:
Оценка, вид, характер и финансовые результаты деятельности организации или ИП:
период времени, прошедший со дня внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений о создании юрлица или ИП;
период времени, прошедший с даты изменения наименования/фирменного наименования и (или) адреса юрлица, указанного в ЕГРЮЛ;
размер уставного капитала организации;
способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
сведения о среднесписочной численности работников;
сведения о расположении по адресу организации других юрлиц;
сведения об отсутствии по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица;
сведения о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице и т. д.
2. Оценка операций по счетам в банках организации или ИП:
количество банковских счетов и счетов по депозитам, даты их открытия и закрытия;
динамика и период изменения объемов и количества операций по счетам;
количество банковских счетов, по которым отсутствуют операции;
объем, количество и основания операций по зачислению денежных средств от физлиц на банковские счета юрлица или ИП, доля таких операций в общем объеме всех зачислений;
объем и количество переводов денежных средств между своими банковскими счетами, доля таких операций в общем объеме всех операций по банковским счетам;
объем и количество платежей, подтверждающих хозяйственную деятельность (заработная плата, хозяйственные расходы, связь, аренда и т.п.);
соотношение объема денежных средств, поступивших на банковские счета с учетом НДС, и денежных средств, списанных со счетов без учета НДС;
соответствие указанных в платежках оснований операций, кодам видов экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
наличие операций по счетам, имеющих транзитный характер и т.д.
3. Оценка учредителей (участников), руководителей юрлица, а также физлица, зарегистрированных в качестве ИП:
состав учредителей (участников), структура и состав органов управления юрлица;
информация о смене учредителя (участника) и (или) руководителя юрлица;
наличие (отсутствие) сведений об учредителе (участнике), руководителе юрлица, физлице, зарегистрированном в качестве ИП, в реестре дисквалифицированных лиц и т. д.
4. Оценка аффилированности с иными организациями и ИП, совершающими подозрительные операции:
аффилированность с контрагентами, которые ЦБ отнес к высокому риску;
аффилированность учредителя (участника), руководителя организации с юрлицами или ИП, которые ЦБ отнес к высокому риску;
совпадение идентификатора устройства, с использованием которого организация получает доступ к автоматизированной системе для перевода денежных средств, с идентификаторами устройств других организаций, в том числе тех, которые ЦБ отнес к высокому уровню риска
5. Национальная и секторальная оценка рисков:
ведение организацией или ИП деятельности, соответствующей группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, определенных в результате национальной оценки рисков;
соответствие вида и характера деятельности организации или ИП группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, определенных в результате секторальной оценки рисков.
6. Оценка информации, поступившей от государственных органов:
проведение проверочных мероприятий в отношении организации или ИП, а также учредителя (участника), руководителя юрлица;
проведение оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий в отношении учредителя (участника), руководителя организации или ИП;
наличие сведений о возможном участии юридических лиц или ИП в противоправной деятельности.
Признаки сомнительных операций следующие:
Провели платежи, не свойственные деятельности.
Отказались предоставить банку документы по запросу.
Отказались проводить операцию, по которой у банка возникли вопросы.
Сняли наличку, которую получили в форме субсидии.
Зачислили суммы на счет, по которому в течение более трех месяцев не было операций, а потом сняли.
Увеличили объем наличных по сравнению с тем, что обычно вносите на счет.
Не платили со счета налоги, зарплату, хозяйственные расходы.
Внесли на счет суммы, источник которых не известен.
Вернули заем, который взяли наличными или со счета в другом банке.
Переводили деньги на карту ИП, когда по счету не проходили операции по деятельности.
Отправляли платежки со счетов разных фирм с одного устройства.
Чтобы понимать, что такое подозрительные сделки, можно ориентироваться на признаки, сформулированные в приложении к Положению Центробанка от 02.03.2012 № 375-П в ред. Указания от 20.10.2020 № 5599-У.
Центробанк противодействует бегству капитала и спекуляциям.
Операции компаний и граждан из недружественных государств банки проверяют особенно тщательно (письмо ЦБ от 16.03.2022 № 019-12/1796). Кредитные организации начнут искать признаки обхода ограничений, которые на недружественные страны наложили российские власти.
Прежде всего, обращать внимание требуют на нестандартное поведение клиента и аномалии в его расчетах. Например, существенное увеличение объемов закупки и перепродажи товаров может свидетельствовать о спекуляциях. А нестандартные расчеты — о попытке вывести из страны капитал или незаконно использовать цифровые валюты.
С 21 июля 2023 года перечень контролируемых операций со стороны банков пополнился (Федеральный закон от 10.07.2023 № 308-ФЗ).
Банки контролируют операции с денежными средствами или иным имуществом по поручению:
— клиента-иностранного гражданина на сумму, равную или превышающую 50 000 руб. либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 50 000 руб.;
— клиента-иностранного юридического лица на сумму, равную или превышающую 500 000 руб. либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 руб.
Операции подлежат обязательному контролю при условии, что иностранных клиентов, по поручению которых провели операцию, идентифицировали иностранные финансовые компании по поручению российских банков. Это изменение в законодательстве поможет банкам эффективнее контролировать операции, связанные с иностранными клиентами, и обеспечить соблюдение требований по «антиотмывочному" Закону № 115-ФЗ.
Кредитные учреждения обязаны сообщать о подозрительных операциях в Росфинмониторинг. Также необходимо отказать клиенту в проведении подобных операций (п. 3, 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115‑ФЗ).
В Законе № 115-ФЗ есть перечень операций, которые банки будут в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений.
Выполнять контроль должны субъекты Закона № 115-ФЗ – помимо банков, и страховые, микрокредитные организации, ломбарды, а также «Почта России» (например, при любом почтовом переводе на сумму 100 тыс. руб. и более).
Все они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору – в Росфинмониторинг. Под обязательный контроль подпадают:
любые операции с наличными в сумме 1 млн руб. и более;
лизинговые платежи на сумму 1 млн руб. и более;
все расчеты, связанные с операциями с недвижимостью на сумму 5 млн руб. и более. Ранее контролировали только сделки, по которым был зарегистрирован переход права собственности, теперь будут контролировать любой расчет.
Банки станут придирчивее проверять реквизиты в налоговых платежках
ФНС предлагает прямо предусмотреть обязанность контролировать КБК единого платежа в правилах заполнения платежек (письмо от 29.03.2024 № СД-17-8/912).
Убедитесь, что приводите верный КБК в налоговых платежках. При уплате налогов, которые входят в состав Единого налогового платежа, в поле 104 поручения должно быть указано 182 01 06 12 01 01 0000 510. Уже скоро банки будут строже следить за этим реквизитом.
До 1 января компании и индивидуальные предприниматели могли платить налоги и взносы на конкретные КБК со статусом 02. В этом году остался лишь один способ уплаты: ЕНП плюс уведомления об исчисленных суммах. Однако некоторые организации по-прежнему продолжают указывать в платежках отдельные КБК. Из-за этого возникает путаница, которая приводит к росту жалоб. В настоящее время в судах по таким вопросам уже рассматривается 12 исков.
В связи с этим налоговая служба предлагает дополнить правила заполнения платежных поручений положением о контроле банками в поле 104 КБК Единого налогового платежа. Изменения внесут в приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н.
Примеры сомнительных операций согласно Методическим рекомендациям № 18-МР:
со счета не производятся выплаты зарплаты, НДФЛ и страховых взносов либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников;
по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума;
остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
основания платежей не имеют отношения к видам деятельности;
отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
со счета не производятся текущие платежи клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
денежные средства зачисляются с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом без НДС
отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денежных средств на банковский счет и списанию денежных средств с банковского счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
денежные средства поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по банковским счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. рублей;
снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
снятие наличных денежных средств осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. рублей
Документы, регулирующие контроль банка:
Закон о легализации от 07.08.2001 № 115-ФЗ
Методические рекомендации (утв. Банком России 21.07.2017 № 18-МР, № 19-МР)
Методические рекомендации по контролю дохода физических лиц – от 06.09.2021 № 16-МР
Методические рекомендации в части НДС (утв. Банком России 16 февраля 2018 г. № 5-МР) – осторожно: строительство, сельское хозяйство, перерабат. отрасль, розница, перевозки