aca_logo_main (1)
3 офиса в г. Москва
Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00

Комплайенс

Общее назначение    Система мер, называемая Compliance (комплаенс), – это инструмент, который предотвращает нарушения (со стороны как менеджмента, так и линейного персонала компании) норм действующего законодательства, внутренних регламентов и основных положений бизнес-этики.
Что такое комплаенс
Деятельность любой компании должна соответствовать требованиям:
    • действующего законодательства;
    • внутренних стандартов;
    • положений бизнес-этики.
Нарушения каких-либо из этих требований могут повлечь значительные финансовые и репутационные потери: штрафы, приостановление деятельности, судебные разбирательства.
Один из способов снизить риск таких негативных последствий – внедрить функцию комплаенс, направленную на превентивное предупреждение нарушений законодательства и внутренних регламентов, включая комплексное управление рисками на всех уровнях управления. Сам термин «комплаенс» происходит от английского слова compliance – согласие, соответствие (to comply – соответствовать).
0000044322__hcHDE3DP      Комплаенс представляет собой систему мер, процедур и механизмов, обеспечивающих ведение бизнеса работниками в строгом соответствии с действующим законодательством, требованиями регуляторов и саморегулируемых организаций, внутренними регламентами и этическими нормами, что решается за счет идентификации, оценки и управления комплаенс-рисками и регуляторными рисками в бизнес-процессах на каждом уровне организационной структуры компании. Официальные определения комплаенс-риска и регуляторного риска содержатся в банковском законодательстве. Под комплаенс-риском понимается риск возникновения убытков в связи с несоблюдением законодательства РФ, стандартов СРО, внутренних локально-нормативных актов. А регуляторный риск означает риск возникновения убытков в результате применения санкций и (или) иных мер регулятивного воздействия со стороны надзорных органов.
Два варианта построения функции комплаенс в организации
Организации, на которые нормативные требования к обязательному наличию комплаенс не распространяются, могут в добровольном порядке выстроить внутри себя эту функцию в виде централизованной либо децентрализованной структуры.
Централизованная схема.
В организационной структуре компании (по аналогии с банковским сектором, для которого такая схема обязательна) формируется новое подразделение. На него замыкаются функции в части анализа комплаенс-рисков и регуляторных рисков, подготовки предложений оптимизации бизнес-процессов и контролей, а также проведения текущего контроля за соблюдением установленных контрольных процедур.
Достоинство централизованной схемы – концентрация функциональной ответственности на конкретном структурном подразделении. Это обеспечивает наиболее полный охват областей деятельности компании, требующих системы комплаенс, а также высокое качество выполнения поставленных задач за счет узкой специализации департамента.
Основной недостаток – дублирование комплаенс-департаментом функционала уже имеющихся подразделений в сферах управления рисками, правового обеспечения, экономической безопасности и внутреннего аудита, а также дополнительные расходы в бюджете компании по оплате труда и социальных отчислений. Централизованная схема организации комплаенс оптимальна для крупных компаний, деятельность которых находится под мониторингом международных рейтинговых агентств (Standart Poors’s, Moody’s, Fitch). На присвоение окончательного рейтинга будет влиять в том числе и наличие функции управления комплаенс-рисками в рамках существующей общекорпоративной системы риск-менеджмента наблюдаемой компании.
Общее назначение 2Децентрализованная схема.
     Эта конфигурация обеспечивает распределение ответственности за реализацию элементов функции комплаенс между уже существующими структурными подразделениями.
     В этом случае каждый руководитель анализирует комплаенс-риски и регуляторные риски и управляет ими в рамках бизнес-процессов курируемого направления деятельности. Преимуществом схемы является экономия ресурсов, в то же время полномочия в сфере комплаенс станут дополнительной нагрузкой на уже имеющийся функционал структурных подразделений.
Как внедрить функцию комплаенс
     В ситуации экономического кризиса, когда компании сокращают расходы, собственники и менеджмент компании могут не поддержать идею создать новый департамент для выполнения исключительно функции комплаенс. В то же время необходимость системного анализа и управления комплаенс и регуляторными рисками не снимается с повестки дня. Одним из решений проблемы может стать внедрение в текущую деятельность компании отдельных элементов комплаенс-функции. Это потребует совершить следующие шаги.
1. Выявить комплаенс-риски и регуляторные риски.
     Для идентификации рисков приказом или распоряжением по организации рекомендуется сформировать рабочую группу с участием юристов и представителей профильных подразделений. В паспорте проекта определить режим заседаний и требования к результату работы.
     Рабочей группе необходимо определить бизнес-процессы, в которых могут возникать риски нарушений нормативно-правовых требований. При выявлении рисков принимаются во внимание имеющиеся коллизии правового регулирования, неоднородность судебной практики, возможность двоякой интерпретации нормативных положений со стороны регулирующих органов. Например, если среди топ-менеджеров компании имеется гражданин США, то это автоматически приводит к распространению на компанию требований FCPA (The Foreign Corrupt Practice Act of 1977).
     Итогом деятельности рабочей группы должна стать карта комплаенс-рисков и регулятивных рисков, влияющих на бизнес компании. При этом риски в карте ранжируются исходя из вероятности их возникновения и величины возможного ущерба. Карта позволит провести анализ конкретных ситуаций, в которых возможно несоблюдение законодательства, требований регуляторов и принципов деловой этики, а также разработать меры по их предотвращению.
     Кроме того, в ходе заседаний рабочей группы могут быть разработаны основные регламентирующие документы в области комплаенс, включая:
    • кодекс этики (делового поведения);
    • политику о конфликте интересов;
    • порядок работы горячей линии;
    • процедуры служебного расследования по фактам нарушения установленных норм и процедур.
2. Распределить зоны ответственности.
     После того как определены проблемные зоны, в которых могут возникнуть нарушения, еще одним локально-нормативным актом по компании определяются должностные лица, ответственные за выполнение мероприятий по управлению рисками. Типовые комплаенс-решения представлены в таблице:

Риск
Мероприятие по снижению риска
Структурное подразделение, ответственное за проведение комплаенс-контроля
Коррупционные проявления со стороны должностных лиц компании, отвечающих за взаимодействие с внешними сторонами
Утверждение локально-нормативного акта, определяющего:
– критерии допустимого подарка;
– нормативы подарков и представительских расходов по уровню сотрудников;
– перечень запрещенных расходов (подарков);
– порядок подготовки подтверждающих документов
Департамент управления персоналом
Угроза деловой репутации компании
Еженедельный мониторинг СМИ, социальных сетей и блогосферы
PR-служба
Взаимодействие с недобросовестными контрагентами, а также с контрагентами, находящимися под санкциями и (или) вовлеченными в подозрительные операции
Включение во все договоры с контрагентами комплаенс-оговорки, предусматривающей:
– право одностороннего расторжения договора со стороны компании без выплаты штрафных санкций в случае нарушений контрагентом установленных принципов добросовестного ведения бизнеса;
– сохранность всей документации по сделке и обеспечение доступа для компании к данной документации, в том числе по истечении определенного периода после завершения договора
Департамент юридического обеспечения
Обязательная процедура проверки добросовестности контрагента (принцип Know your customer – знай своего клиента), включая в том числе проверку на предмет нахождения контрагента в международных санкционных списках
Служба экономической безопасности

3. Увязать бонусы с обеспечением комплаенс.
Общее назначение 3      Выплата переменной части вознаграждения сотрудников (включая годовые бонусы) должна быть увязана с выполнением показателя «Отсутствие нарушений законодательства, требований регуляторов и положений деловой этики, выявленных по итогам проверки внешних контролирующих органов и (или) контрольных мероприятий внутри компании». При наличии нарушений целевой размер премии снижается на установленный процент.
4. Обеспечить взаимодействие с регуляторами.
     Полномочия по взаимодействию с регулирующими органами должны быть закреплены за отдельным сотрудником, координирующим данную работу от имени всей компании. В полномочия такого сотрудника будет входить, в частности, участие в рабочих группах и круглых столах, проводимых госорганом, на которых обсуждаются будущие механизмы регулирования, планируемые к внедрению и затрагивающие бизнес организации.
Какую роль играет юридический департамент в реализации функции комплаенс
     Выше описаны меры, которые необходимо принять в целом по компании. Кроме того, необходимо внести изменения в работу юридического департамента. А именно трансформировать ее по трем следующим направлениям:
1. Учет комплаенс и регулятивных рисков на ранних стадиях.
     Участие юристов в коллегиальных органах управления компанией, в специализированных комитетах (стратегический, инвестиционный, бюджетный, налоговый, по управлению рисками) позволит провести анализ возникающих рисков на самой ранней стадии принятия управленческих решений, касающихся:
    • разработки новых продуктов; аудит 002
    • выхода на новые рынки;
    • сделок M&A;
    • реструктуризации бизнеса;
    • налогового планирования.
     Соответствующий механизм участия юристов должен быть закреплен на уровне локальных нормативных актов организации (например, типовое положение о стратегическом комитете), что позволит трансформировать юридическую функцию из прежнего режима пожарной команды в роль менеджера по юридическим рискам. Но для этого потребуется поддержка со стороны генерального директора.
2. Мониторинг законодательства.
 налоговая служба - 2      В условиях лавинообразных изменений законодательной базы руководителю юридической службы необходимо выделить отдельного сотрудника, который будет заниматься мониторингом изменений законодательства, судебной и правоприменительной практики. Если у департамента есть на это бюджет, такую функцию можно передать внешнему подрядчику на аутсорсинг.
3. Регулярное информирование линейных менеджеров о законодательных и регуляторных требованиях.
     Сотрудники юридической службы анализируют результаты мониторинга и централизовано распространяют их по структурным подразделениям на регулярной основе. В случае значительных изменений руководитель юридического департамента может инициировать проведение внутренних совещаний с представителями других структурных подразделений.

 юридические-услуги-сопровождение

 

Сертификаты
Акции
Скидка на инициативный и налоговый аудит
54272966
Ломаем цены пополам!
Скидка на налоговый аудит до 50%!!! Спешите, акция действует до конца месяца!
54210083
Ломаем цены пополам!
Скидка на налоговый аудит до 50%!!! Спешите, акция действует до конца месяца!
/
2
/
2
Остались вопросы?
Оставить заявку можно по телефонам 8 (495) 737-92-25, 8 (495) 7-66066-8
или свяжитесь через форму обратной связи
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
МЫ НАХОДИМСЯ ТУТ
Москва, ул.Бойцовая д.22, 2 эт, пом V, комн 4, оф 8а;
Проспект Мира д.3 стр.3;
Пресненская наб.8, стр.1
Москва, ул.Бойцовая д.22, 2 эт, пом V, комн 4, оф 8а;
Проспект Мира д.3 стр.3;
Пресненская наб.8, стр.1
Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
ЗАКАЗАТЬ СЕЙЧАС
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена