1) Операции обусловлены разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
2) Операции связаны с реальной предпринимательской деятельностью налогоплательщика и его контрагента.
3) Налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при вступлении во взаимоотношениях с контрагентом. Даже если контрагент нарушил свои налоговые обязательства, налогоплательщику не могло быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
1) «Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности» (П.9 ПостановленияПленума ВАС №53).
2) «Многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня ставит под сомнение саму возможность совершения операции. При отсутствии разумных экономических причин к установлению цены в столь заниженном размере позволяет сделать вывод что совершение сделок продиктовано, прежде всего, целью получения налоговой экономии» (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2016 №305-КГ16-4920).
3) «Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности» (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 №308-КГ16-10862).
4) «Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или незапрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной» (П.4 Постановления Пленума ВАС №53).
«Оценивая доводы налогового органа и налогоплательщика, касающиеся проявления должной осмотрительности, необходимо иметь ввиду, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Следовательно, опровергая проявление должной осмотрительности, налоговый орган вправе приводить аргументы о том, что налогоплательщик исходил лишь из коммерческой привлекательности сделки и не придавал значения добропорядочности контрагентов, а также доказывать, что налогоплательщик должен был знать о допускаемых контрагентами нарушениях.
В свою очередь налогоплательщик может дать объяснение тому, какие соответствующие деловому обороту критерии учитывались им при выборе контрагента, доказывать свою осведомленность о том, каким образом (за счет каких ресурсов, с привлечением каких соисполнителей и т.п.) должен был исполняться договор.
(Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 №305-КГ16-10399)
1) «в ряде случаев в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды сбор доказательственной базы осуществлялся налоговыми органами формально»
2) «налоговые органы, неоспаривая реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, ограничиваются выводами о недостоверности таких документов, основанными только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельностиорганизаций, или на результатах почерковедческих экспертиз»
3) «Установление факта подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание и наличие у них полномочий руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности… и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной»
4) Налоговым органам особое внимание необходимо уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.
(Письмо ФНС России от 23.03.2017 №ЕД-5-9/547)
96 % запрашиваем учредительные документы, полномочия подписанта документов, справку из налоговой;
82 % проверяем поставщика по доступным информационным базам (Спарк, налог.ру);
50% проводим формализованный тендер на каждую закупку;
46 % проводим очную встречу с представителями поставщика;
29 % изучаем деятельность поставщика и условия ведения им бизнеса (каналы поставки товаров, основные склады, офис и т.п.)
1 Эффективный отбор на стадии закупок без ущерба для бизнес-целей
2 Регулярно обновляемый пакет документов о поставщике в офисе
3 Стоп-лист факторов работы с поставщиком
4 Оперативные меры реагирования на недобросовестность поставщика