Критерий |
Характеристика критерия |
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности) |
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата2 |
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов |
Убыточная деятельность организации на протяжении двух и более календарных лет |
Значительные суммы вычетов по НДС |
Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 месяцев, равна или превышает 89 процентов |
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) |
Несоответствие темпов роста расходов и доходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль, аналогичному соотношению по данным формы № 2 |
Размер среднемесячной зарплаты на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности |
Информация о среднем уровне зарплаты по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ берется из общедоступных информационных источников3 |
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению |
Во внимание принимается приближение, при котором показатель отличается от предельного значения менее чем на 5 процентов. При этом частота таких приближений – два и более раз в течение одного календарного года |
Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин |
Во внимание принимаются обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды4 |
Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. |
Отсутствие без объективных причин пояснений организации о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в налоговых декларациях (расчетах). Организации направлено уведомление с требованием представить необходимые пояснения или внести исправления. Необеспечение сохранности учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов. Невосстановление этих документов в случае их утраты в результате форс-мажорных обстоятельств |
«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую) |
Во внимание принимаются: |
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности5 |
Во внимание принимается отклонение рентабельности от среднестатистического показателя на 10 процентов и более (рентабельность оценивается по данным бухучета) |
1 Перечень критериев не является исчерпывающим. При отборе на проверку налоговая инспекция может учитывать и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (разд. 4 Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
2 Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены в приложении 3 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды представлены в отдельной таблице.
3 Указанными источниками являются:
– официальные интернет-сайты территориальных органов статистики (информация об адресах этих сайтов находится на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru);
– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами статистики (статистический сборник, бюллетень и др.);
– территориальный орган статистики или налоговая инспекция по запросу;
– официальные интернет-сайты региональных налоговых управлений после размещения на них соответствующих статистических показателей (информация об адресах интернет-сайтов региональных налоговых управлений находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru).
Кроме того, учитывается информация от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты «в конвертах» и о фактах отказа от заключения трудовых договоров.
4 Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.