Паразитирование на бренде – использование чужого бренда (товарного знака) в своей деятельности с целью повышения интереса потребителей к своему продукту за счет известности чужого бренда и деловой репутации.
Опасности для владельца бренда:
- Переманивание потребителей, «отток» клиентов;
- Несоответствие качества продукции «паразита»;
- «Сбивание» цен;
- «Размывание» бренда.
Незаконное использование товарного знака
Дело №А40-78755/10 (истец: ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ответчики: ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», ООО «Савени» и ООО «Торговый дом СВ»)
Незаконное использование товарного знака в домене и контекстной рекламе
Дело № А40-47499/2010 (истец: компания «G.H. Mumm & Cie», ответчик: Юсупов Ш.Д.) о запрете использования товарного знака в доменном имени mumm.ru.
Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.15 по делу № А56-86777/2014 (истец: Texton Corporation LLC., ответчик: ООО «Технопоиск»)
«Ищете мультиварку Polaris? Выберите мультиварку Redmond!».
Дело № А40-35337/2014 (истец: ООО «Дистрибьюторский центр СанЙонг», ответчик: ООО «Лифан Моторс Рус», ООО «ЯНДЕКС», ООО «ТМС»)
«Ищете «SsangYongActyon»? LIFAN X60 — отличная альтернатива!».
ВАЖНО! Не является нарушением использование товарного знака в ключевых словах.
Использование сходного товарного знака на неоднородных товарах
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16912/11 по делу № А40-73286/10-143-625: недобросовестная конкуренция (заявители: компания «Ричмонт Интернешнл С.А.», «Вашерон энд Константин С.А.», заинтересованные лица: Роспатент, компания «Тессир Партнерс ЛТД»).
Решение Суда по интеллектуальным правам от 13.03.2014 по делу № СИП-9/2013: недобросовестная конкуренция (заявитель: компания Ашет Филиппачи Пресс, заинтересованные лица: Роспатент, Ричмонд Тобакко Продактс ЛТД (Великобритания), Инновэйшн Тобакко Компани ЛТД (Великобритания))
Недобросовестная конкуренция путем приобретения и использования прав на товарный знак
Дело ФАС России № 1-14-116/00-08-17 (заявители: Компании Индустрия де Дизенью Текстиль С.А. (Inditex S.A.), АО «ЗАРА СНГ», ответчики: ООО «Первая Управляющая Франчайзинговая компания», ООО «Басс Инвест», ИП Шайзакова Кристина Владимировны, ООО «Франч Групп» и ООО «Бренд Девелопмент Групп»)
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2015 по делу N А60-9147/2014 (заявитель: ООО «Инфина-Опт», ответчик: ООО «Лабиринт Екатеринбург»)
Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения
Постановление Санкт-Петербургского УФАС России от 20.10.2016 по делу № 4-14.33-787/78-01-16(заявитель: ООО «Валио», ответчик: ООО «Традиция»)
Рекламный щит возле дипломатического представительства Финляндии
Рекламные щиты возле дипломатических представительств Эстонии и Германии
Бренд-паразитирование как нарушение исключительного права на товарный знак
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Сходство до степени смешения:
- Графическое сходство;
- Фонетическое сходство;
- Семантическое (смысловое) сходство;
- Однородность товаров и услуг.
Пункт 4 статьи 1515 ГК РФ. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Бренд-паразитирование как акт недобросовестной конкуренции
Статья 14.4 Закона о защите конкуренции: Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
Пункт 6 часть 2 статья 1512 Гражданского кодекса РФ:
- Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
Статья 14.6 Закона о защите конкуренции: Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
- Совершение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
Часть 2 ст. 14.33 КоАП РФ:
- Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Основные способы и методы защиты бренда в РФ: преимущества и недостатки
|
Палата по патентным спорам (Роспатент) |
Федеральная антимонопольная служба |
Суд |
Аннулирование регистрации товарного знака нарушителя |
+ |
+ |
- |
Использование нарушителем чужого товарного знака в отношении однородных товаров/услуг |
- |
+ |
+ |
Использование нарушителем чужого товарного знака в отношении неоднородных товаров/услуг |
- |
+ |
+ |
Наличие у нарушителя аналогичного или сходного до степени смешения товарного знака, иного средства индивидуализации |
+ |
+ |
- |
Недобросовестное поведение, злоупотребление правом |
- |
+ |
+ |
Взыскание штрафа |
- |
+ |
- |
Взыскание компенсации |
- |
- |
+ |