наш Адрес:
Москва, ул.Бойцовая д. 22, стр. 3
ул. Шереметьевская д. 47;
Башня Империя, Пресненская наб. д. 6,с2;
График работы:
Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00
Аудит, бухгалтерское обслуживание, юридические услуги, форензик, оценка бизнеса

Комплайенс

Общее назначение    Система мер, называемая Compliance (комплаенс), – это инструмент, который предотвращает нарушения (со стороны как менеджмента, так и линейного персонала компании) норм действующего законодательства, внутренних регламентов и основных положений бизнес-этики.
Что такое комплаенс
Деятельность любой компании должна соответствовать требованиям:
    • действующего законодательства;
    • внутренних стандартов;
    • положений бизнес-этики.
Нарушения каких-либо из этих требований могут повлечь значительные финансовые и репутационные потери: штрафы, приостановление деятельности, судебные разбирательства.
Один из способов снизить риск таких негативных последствий – внедрить функцию комплаенс, направленную на превентивное предупреждение нарушений законодательства и внутренних регламентов, включая комплексное управление рисками на всех уровнях управления. Сам термин «комплаенс» происходит от английского слова compliance – согласие, соответствие (to comply – соответствовать).
0000044322__hcHDE3DP      Комплаенс представляет собой систему мер, процедур и механизмов, обеспечивающих ведение бизнеса работниками в строгом соответствии с действующим законодательством, требованиями регуляторов и саморегулируемых организаций, внутренними регламентами и этическими нормами, что решается за счет идентификации, оценки и управления комплаенс-рисками и регуляторными рисками в бизнес-процессах на каждом уровне организационной структуры компании. Официальные определения комплаенс-риска и регуляторного риска содержатся в банковском законодательстве. Под комплаенс-риском понимается риск возникновения убытков в связи с несоблюдением законодательства РФ, стандартов СРО, внутренних локально-нормативных актов. А регуляторный риск означает риск возникновения убытков в результате применения санкций и (или) иных мер регулятивного воздействия со стороны надзорных органов.
Два варианта построения функции комплаенс в организации
Организации, на которые нормативные требования к обязательному наличию комплаенс не распространяются, могут в добровольном порядке выстроить внутри себя эту функцию в виде централизованной либо децентрализованной структуры.
Централизованная схема.
В организационной структуре компании (по аналогии с банковским сектором, для которого такая схема обязательна) формируется новое подразделение. На него замыкаются функции в части анализа комплаенс-рисков и регуляторных рисков, подготовки предложений оптимизации бизнес-процессов и контролей, а также проведения текущего контроля за соблюдением установленных контрольных процедур.
Достоинство централизованной схемы – концентрация функциональной ответственности на конкретном структурном подразделении. Это обеспечивает наиболее полный охват областей деятельности компании, требующих системы комплаенс, а также высокое качество выполнения поставленных задач за счет узкой специализации департамента.
Основной недостаток – дублирование комплаенс-департаментом функционала уже имеющихся подразделений в сферах управления рисками, правового обеспечения, экономической безопасности и внутреннего аудита, а также дополнительные расходы в бюджете компании по оплате труда и социальных отчислений. Централизованная схема организации комплаенс оптимальна для крупных компаний, деятельность которых находится под мониторингом международных рейтинговых агентств (Standart Poors’s, Moody’s, Fitch). На присвоение окончательного рейтинга будет влиять в том числе и наличие функции управления комплаенс-рисками в рамках существующей общекорпоративной системы риск-менеджмента наблюдаемой компании.
Общее назначение 2Децентрализованная схема.
     Эта конфигурация обеспечивает распределение ответственности за реализацию элементов функции комплаенс между уже существующими структурными подразделениями.
     В этом случае каждый руководитель анализирует комплаенс-риски и регуляторные риски и управляет ими в рамках бизнес-процессов курируемого направления деятельности. Преимуществом схемы является экономия ресурсов, в то же время полномочия в сфере комплаенс станут дополнительной нагрузкой на уже имеющийся функционал структурных подразделений.
Как внедрить функцию комплаенс
     В ситуации экономического кризиса, когда компании сокращают расходы, собственники и менеджмент компании могут не поддержать идею создать новый департамент для выполнения исключительно функции комплаенс. В то же время необходимость системного анализа и управления комплаенс и регуляторными рисками не снимается с повестки дня. Одним из решений проблемы может стать внедрение в текущую деятельность компании отдельных элементов комплаенс-функции. Это потребует совершить следующие шаги.
1. Выявить комплаенс-риски и регуляторные риски.
     Для идентификации рисков приказом или распоряжением по организации рекомендуется сформировать рабочую группу с участием юристов и представителей профильных подразделений. В паспорте проекта определить режим заседаний и требования к результату работы.
     Рабочей группе необходимо определить бизнес-процессы, в которых могут возникать риски нарушений нормативно-правовых требований. При выявлении рисков принимаются во внимание имеющиеся коллизии правового регулирования, неоднородность судебной практики, возможность двоякой интерпретации нормативных положений со стороны регулирующих органов. Например, если среди топ-менеджеров компании имеется гражданин США, то это автоматически приводит к распространению на компанию требований FCPA (The Foreign Corrupt Practice Act of 1977).
     Итогом деятельности рабочей группы должна стать карта комплаенс-рисков и регулятивных рисков, влияющих на бизнес компании. При этом риски в карте ранжируются исходя из вероятности их возникновения и величины возможного ущерба. Карта позволит провести анализ конкретных ситуаций, в которых возможно несоблюдение законодательства, требований регуляторов и принципов деловой этики, а также разработать меры по их предотвращению.
     Кроме того, в ходе заседаний рабочей группы могут быть разработаны основные регламентирующие документы в области комплаенс, включая:
    • кодекс этики (делового поведения);
    • политику о конфликте интересов;
    • порядок работы горячей линии;
    • процедуры служебного расследования по фактам нарушения установленных норм и процедур.
2. Распределить зоны ответственности.
     После того как определены проблемные зоны, в которых могут возникнуть нарушения, еще одним локально-нормативным актом по компании определяются должностные лица, ответственные за выполнение мероприятий по управлению рисками. Типовые комплаенс-решения представлены в таблице:

Риск
Мероприятие по снижению риска
Структурное подразделение, ответственное за проведение комплаенс-контроля
Коррупционные проявления со стороны должностных лиц компании, отвечающих за взаимодействие с внешними сторонами
Утверждение локально-нормативного акта, определяющего:
– критерии допустимого подарка;
– нормативы подарков и представительских расходов по уровню сотрудников;
– перечень запрещенных расходов (подарков);
– порядок подготовки подтверждающих документов
Департамент управления персоналом
Угроза деловой репутации компании
Еженедельный мониторинг СМИ, социальных сетей и блогосферы
PR-служба
Взаимодействие с недобросовестными контрагентами, а также с контрагентами, находящимися под санкциями и (или) вовлеченными в подозрительные операции
Включение во все договоры с контрагентами комплаенс-оговорки, предусматривающей:
– право одностороннего расторжения договора со стороны компании без выплаты штрафных санкций в случае нарушений контрагентом установленных принципов добросовестного ведения бизнеса;
– сохранность всей документации по сделке и обеспечение доступа для компании к данной документации, в том числе по истечении определенного периода после завершения договора
Департамент юридического обеспечения
Обязательная процедура проверки добросовестности контрагента (принцип Know your customer – знай своего клиента), включая в том числе проверку на предмет нахождения контрагента в международных санкционных списках
Служба экономической безопасности

3. Увязать бонусы с обеспечением комплаенс.
Общее назначение 3      Выплата переменной части вознаграждения сотрудников (включая годовые бонусы) должна быть увязана с выполнением показателя «Отсутствие нарушений законодательства, требований регуляторов и положений деловой этики, выявленных по итогам проверки внешних контролирующих органов и (или) контрольных мероприятий внутри компании». При наличии нарушений целевой размер премии снижается на установленный процент.
4. Обеспечить взаимодействие с регуляторами.
     Полномочия по взаимодействию с регулирующими органами должны быть закреплены за отдельным сотрудником, координирующим данную работу от имени всей компании. В полномочия такого сотрудника будет входить, в частности, участие в рабочих группах и круглых столах, проводимых госорганом, на которых обсуждаются будущие механизмы регулирования, планируемые к внедрению и затрагивающие бизнес организации.
Какую роль играет юридический департамент в реализации функции комплаенс
     Выше описаны меры, которые необходимо принять в целом по компании. Кроме того, необходимо внести изменения в работу юридического департамента. А именно трансформировать ее по трем следующим направлениям:
1. Учет комплаенс и регулятивных рисков на ранних стадиях.
     Участие юристов в коллегиальных органах управления компанией, в специализированных комитетах (стратегический, инвестиционный, бюджетный, налоговый, по управлению рисками) позволит провести анализ возникающих рисков на самой ранней стадии принятия управленческих решений, касающихся:
    • разработки новых продуктов; аудит 002
    • выхода на новые рынки;
    • сделок M&A;
    • реструктуризации бизнеса;
    • налогового планирования.
     Соответствующий механизм участия юристов должен быть закреплен на уровне локальных нормативных актов организации (например, типовое положение о стратегическом комитете), что позволит трансформировать юридическую функцию из прежнего режима пожарной команды в роль менеджера по юридическим рискам. Но для этого потребуется поддержка со стороны генерального директора.
2. Мониторинг законодательства.
 налоговая служба - 2      В условиях лавинообразных изменений законодательной базы руководителю юридической службы необходимо выделить отдельного сотрудника, который будет заниматься мониторингом изменений законодательства, судебной и правоприменительной практики. Если у департамента есть на это бюджет, такую функцию можно передать внешнему подрядчику на аутсорсинг.
3. Регулярное информирование линейных менеджеров о законодательных и регуляторных требованиях.
     Сотрудники юридической службы анализируют результаты мониторинга и централизовано распространяют их по структурным подразделениям на регулярной основе. В случае значительных изменений руководитель юридического департамента может инициировать проведение внутренних совещаний с представителями других структурных подразделений.

 юридические-услуги-сопровождение

 

Лицензии и сертификаты
Смотреть все
Разнообразный и богатый опыт
Значимость этих проблем
Реестр
Лицензия
Лицензия оборот
Документ
Отзывы клиентов
В ходе аудита мы получили множество ценных рекомендаций от молодой, динамичной и профессиональной команды аудиторов. Эти рекомендации оказались очень важны и полезны, так как позволили нам усовершенствовать нашу операционную и управленческую деятельность.
Александр Першин IPA
Эффективность консультационных услуг и компетентность специалистов Аудиторского Столичного Агентства, их способность нестандартно и независимо решать задачи позволили нам сократить риск возникновения ошибок и принять верные решения в спорных ситуациях.
Евгений Краснов РХГН
Мы нацелены на рост бизнеса, поэтому постоянная поддержка и профессиональные советы наших аудиторов и консультантов были для нас очень важны. Нас впечатлило качество услуг и уровень, на котором консультанты решали наши задачи.
Кевин Кларк FCCA
Услуги компании отличает исключительное качество и персональная вовлеченность в проект каждого из специалистов Аудиторского столичного агентства. Быстро отвечают на вопросы, практичные и удобные решения, поддерживающие рост нашего бизнеса.
Алексей Синицинский Ростехснаб
Наш аудитор всегда в курсе специфики деятельности нашей компании и лично присутствует на всех этапах проверки. Персональный менеджер всегда на связи для оперативного решения вопросов. Приносит реальную пользу бизнесу.
Виктория Новикова АО Пуратос
Предоставили сервис высочайшего уровня по разумным ценам, выполнили работу качественно и в срок. Оптимизировали финансовые и налоговые риски компании, вовремя выявили ошибки и укрепили нашу уверенность.
Виктор Войскобович ООО Бондюэль
Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.
Адрес:
Москва, ул.Бойцовая д. 22, стр. 3
ул. Шереметьевская д. 47;
Башня Империя, Пресненская наб. д. 6,с2;
Мы в сети
Пишите и присоединяйтесь к нам в социальных сетях, мы ответим на все интересующие вопросы